Журнал "ТанкоМастер"
(Приложение к "Технике Молодежи"), №5 за 2002 год
 


Вячеслав Шпаковский
Сергей Иванников



     На протяжении сотен лет Ирландия находилась под безраздельным британским владычеством. Противоречия экономического, этнического и религиозного характера, раздиравшие древнюю страну Эйр, часто приводили к кровопролитию. В 1912 г. в Великобритании наконец приняли закон об ирландской автономии, но с началом Первой мировой войны сроки его исполнения, и без того длительные, были отложены. В ответ на нежелание английского парламента предоставить Ирландии самоуправление, национальное сопротивление крепло и становилось все более радикальным.
     К началу XX в. в Ирландии действовало множество политических организаций, боровшихся за независимость: от либеральной партии и «Шин фейн» до воинствующего «Ирландского республиканского братства» (непосредственного предшественника ИРА). Они сформировали военизированные группы и отряды боевиков, проходившие серьезную подготовку. Некоторые, например «Гражданская армия» и «Ирландские волонтеры», имели собственную униформу (темно-зеленую и светло-зеленую, соответственно). Своей вооруженной силой обладало и противостоящее им протестантское большинство городского населения Северной Ирландии.
     Крупнейшее восстание произошло в 1916 г. Его ядро составили отряды «Ирландских волонтеров» под командованием Эойна Мак-Нейла. События начались в Дублине в понедельник 24 апреля, и потому вошли в историю как Пасхальное восстание.
     В тот день ведомые Джеймсом Конноли отряды «Гражданской армии» и «Ирландских волонтеров», частично вооруженные винтовками и пистолетами, частично безоружные, без сопротивления заняли ряд административных зданий в центре ирландской столицы. Стоя на ступенях Центрального почтамта один из лидеров восстания Патрик Генри Пирс зачитал декларацию о провозглашении независимости Ирландии. Вскоре над зданием развевался зелено-золотистый флаг республики. Войска попытались вытеснить боевиков из центра города, завязался бой.
     Британские власти были захвачены врасплох. Но детально спланированное восстание вскоре начало захлебываться. Первоначально отложенное почти на сутки (а по мнению некоторых его участников, и вовсе отмененное), оно развивалось непродуманно и стихийно и распространилось только до предместий Дублина. Повстанцам не удалось получить помощь из Германии - судно «Од», шедшее из Любека с оружием, было перехвачено англичанами.
     В течение 48 ч английским войскам удалось создать в городе 20-кратный перевес и приступить к ликвидации восстания. Уличные баррикады были разнесены артиллерийским огнем. Канонерская лодка «Хельга» поднялась вверх по реке Лиффи, чтобы обстреливать опорные пункты восставших.
Johnson motorcar!     В районе Дублина британское командование не имело бронеавтомобилей. Для передвижения войск по простреливаемым улицам пришлось срочно обзавестись несколькими импровизированными броневиками. С завода пивоваренной компании «Гиннесс» были получены подходящее шасси (типа «Даймлер») и паровой котел. Все доставили в мастерские Южной железной дороги в Инчикоре. За 10 ч специалисты 3-го резервного кавалерийского полка превратили грузовик в боевую машину. Котел, установленный на место кузова, стал отделением для десанта. Кабина водителя и двигатель были обшиты стальным листом. На цилиндрическом корпусе котла появились ряды отверстий нг- настоящие бойницы и нарисованные, которые, по идее, должны были сбить с толку вражеских стрелков. Затем были изготовлены еще три подобных машины, две с котлами и одна с плоскими бронированными бортами.
Johnson motorcar!     Подкрепление, вскоре прибывшее в Дублин, располагало бронеавтомобилями «Роллс-Ройс». Такие машины на шасси «Силвер Гост» строились с 1914 г. по заказу адмиралтейства. 6-цилиндровый двигатель «Роллс-Ройс» развивал 40-50 л.с. Вооружение состояло из пулемета, установленного в башне. Броневики были выкрашены в стандартный цвет «нейтрально-серый», номера наносились на борта. Подразделения Королевской Военно-морской службы применили «Роллс-Ройсы» во Франции в 1915 г. Позднее машины были переданы армии, большинство из них использовалось в легких бронечастях на Ближнем Востоке. В ирландских событиях участвовало пять «Роллс-Рой-сов». Часть, которой они принадлежали, была укомплектована еще 17 автомобилями.
     У английского командования оказалось достаточно сил и средств, чтобы подавить восстание в течение неполной недели.
Johnson motorcar!     В пятницу 28 апреля штаб повстанцев покинул пылающее здание Центрального почтамта, почти полностью разрушенное артиллерийским огнем. На следующий день Пирс предложил сдаться, чтобы не продолжать кровопролитие. В других местах восставшие продержались дольше. Так, на мельнице Боланда боевики Имона де Валера (впоследствии - президента Ирландии) не сдавались до тех пор, пока не получили приказ своего руководства.
     За неделю боев погибло около 460 человек. 3500 повстанцев и лиц, подозреваемых в соучастии, были арестованы. Только 170 из них предстали перед военным трибуналом. 11 лидеров восстания, в том числе Конноли, Пирс и Планкет,. разработавший операцию, были расстреляны как пособники Германии.
     После подавления восстания в стране водворилось относительное спокойствие. Но после 1918 г., когда с окончанием мировой войны в результате выборов уже было сформировано временное правительство, «Ирландские добровольцы» и «Гражданская армия», объединенные в «Ирландскую революционную армию», продолжили борьбу своими испытанными методами. В 1919 г. ИРА развернула настоящую партизанскую войну.
Johnson motorcar!     Командование Королевской Ирландской полиции решило увеличить парк автомобилей и бронемашин и запросило у армии подкрепление. Стандартным полицейским транспортом стал грузовик «Тендер» фирмы «Кросслей», рассчитанный на десять полностью экипированных солдат.
     Для прикрытия конвоев и поддержки полицейских акций в январе 1919 г. в Дублин с берегов Рейна был переброшен 17-й батальон Королевского танкового корпуса. Батальон состоял из трех рот. Рота А имела на вооружении 14 бронеавтомобилей «Остин» с пулеметами «Гочкис» в башнях, на каждой из которых стоял прожектор. Рота В - 16 средних танков Мк.А «Уип-пет», а рота С - танки MK.IV (позднее переоснащена тяжелыми танками MK.V и средними Мк.В).
     Эти машины использовались на всех фронтах, где побывал 17-й батальон, во Франции и Мессопотамии. Техника сохраняла окраску времен войны вместе с бело-красно-белыми кокардами на бортах. Танки имели маркировку батальона на передней части корпуса.
     До прибытия 17-го батальона в Ирландии уже действовали бронеавтомобили: два «Роллс-Ройса» и 22 «Джеффри-Квад», сведенные в роту со штабом в Дублине. «Джеффри-Квад» - броневик на двухосном американском шасси выпуска 1914 г. - имел башню с четырьмя полукруглыми бортовыми выступами и бойницы по бокам корпуса, снабжался ножницами для разрезания колючей проволоки. 4-цилиндровый двигатель «Будда» в 40 л.с. обеспечивал максимальную скорость 35 км/ч (и вперед и назад). Вес машины составлял 6,5 т.
     Все военные автомобили имели регистрационные номера, утвержденные в 1918 г. для экспедиционных войск. Буквы В, С или сочетания типа СА, СВ использовались как суффикс к номеру, который наносился на корпус спереди и сзади 6-дюймовым желтым шрифтом. Несколько бронемашин «Джеффри-Квад», зарегистрированных в ирландских графствах, имели на номерах коды RI и NC.
     Летом 1920 г. британское правительство приняло решение об организации нового полицейского формирования, вспомогательного подразделения для охраны казарм и патрулирования городских улиц. «Вспомогательные», как их почти официально называли, получили бронеавтомобили в январе 1921 г. Это были частично бронированные армейские грузовики. Кабину прикрывали стальные листы высотой до уровня глаз водителя, прикрепленные к слою досок. Отделение десанта сверху защищала высокая двухскатная крыша из стальной сетки. Между крышей и бортом был оставлен зазор для стрельбы.
     Кроме «Кросслей», в Ирландии применялись и более тяжелые блиндированные грузовики «Ланча» итальянского производства. Эти машины с 4-цилиндровым двигателем мощностью 35 л.с. обозначались как «Тип IZ». Их отличала схема бронирования кабины водителя. Британская армия использовала автомобили «Ланча» в Первой мировой войне, начиная с боев в Италии и Сербии. В апреле 1921 г. появился полностью бронированный вариант «Ланчи» с бойницами в бортах и крышей из стальной сетки.
     В марте 1920 г. 17-й батальон был расформирован. Личный состав и матчасть частично пошли на комплектование 5-й роты 3-го танкового батальона. В ее состав вошли 16 бронеавтомобилей «Остин», впоследствии к ним прибавилось восемь танков. В конце 1920 г. «Остины», выработавшие ресурс, были заменены на броневики «Пиерлес» (40 л.с., максимальная скорость 30 км/ч). Их использовали для патрульной службы.
     В начале 1921 г. для замены остававшихся в строю «Остинов» армия отправила бронеавтомобили «Роллс-Ройс» образца 1920 г. Этот тип, известный как «Уиппет», почти не отличался от раннего «Адмиралтейского»: на колесах были диски, фары располагались намного ниже. Машины, прибывшие в Ирландию из Мессопотамии, пополнили 5-ю роту. Теперь парк 3-го танкового батальона состоял из 69 броневиков «Пиерлес», 34 «Роллс-Рой-сов» и 10 танков.
     Несмотря на рост британского присутствия в Ирландии, ИРА действовала все более дерзко. 21 ноября 1920 г. в Дублине боевики убили 14 английских чиновников высокого ранга.
     Тем неменее, 6 декабря 1921 г. британский кабинет министров и депутаты из Ирландии заключили договор, узаконивший независимость страны. Свободное ирландское государство составили 26 южных графств (на январь 1922 г.), а шесть север-
     ных остались частью Объединенного Королевства и сегодня известны всему миру как Ольстер.
     Несогласие с таким решением ирландского вопроса выражали не только радикалы, что вскоре привело к гражданской войне по обе стороны новой границы. В бой вступили регулярные войска Ирландии, британское командование прислало новые подкрепления. Четыре броневика прибыли на подмогу 5-й роте, действовавшей совместно с пехотой в районе г. Лондондерри.
     К 1922 г. все английские бронесилы, находившиеся в Ирландии, сосредоточились в Дублине. Танки были проданы на металлолом, все «Роллс-Рой-сы» приняла 12-я рота, прибывшая из Англии. Остальные бронеавтомобили пошли на усиление подразделений, охранявших границу между Ольстером и Ирландской республикой.
     В июне 1922 г. после короткого затишья гражданская война разразилась с новой силой. Ирландская национальная армия, созданная правительством, применяла в боях бронеавтомобили «Ланча» и «Роллс-Ройс» (13 экземпляров было получено от англичан). «Кросслей» использовались с обеих сторон.
     Ирландцы перекрасили свои «Роллс-Ройсы», серый цвет сменился на «серо-зеленый матовый». На бортах и башнях появились оранжистские эмблемы и литеры FF. Многие машины получили собственные имена. Большинство автомобилей «Ланча» сохранили номера, зарегистрированные в Белфасте, с приставкой QI перед цифрами, некоторые - с приставкой L перед четырехзначным ирландским номером.
     Гражданская война бушевала в Нижней Ирландии до середины 1923 г. В апреле было сформировано соединение Ирландской национальной армии, названное Корпусом защиты, ремонта и содержания железных дорог. Для патрулирования использовалось около 50 бронемашин на шасси «Ланча», способных передвигаться по железнодорожному полотну. Их штатное вооружение состояло из двух пулеметов «Льюис», установленных в бортах, только один экземпляр имел вращающуюся башню большого диаметра.
     В то время бронесилы ирландской армии состояли из 13 «Роллс-Ройсов», двух «Пиерлесов», почти 100 автомобилей «Ланча», «Кросслей» и АЕС. В армейском автопарке было несколько грузовиков «Лейланд» и «Альбион» с бронезащитой. Но несмотря на неплохое оснащение, правительственные войска получали чувствительные удары от боевиков.
     В августе 1922 г. погиб командующий ирландской армией генерал Коллинз. Засада подстерегала генерала, когда он ехал на учения в легковом автомобиле «Лейланд»-8. Его не уберег конвой из броневиков «Роллс-Ройс», один из которых назывался «Сливенамон» (по имени персонажа кельтского эпоса).
     Тем временем, английские регулярные войска покидали Ирландию. К декабрю 1922 г. все автомобили Королевского танкового корпуса были переведены в Белфаст. Основная тяжесть борьбы с ИРА легла на плечи полицейских подразделений, которые с июня 1922-го и по сей день называются Королевской Ольстерской полицией.
     В 1923 г. североирландская полиция располагала шестью броневиками «Роллс-Ройс», 135 «Ланчами» и 250 «Кросслей». «Ланчи» оставили в стандартной армейской окраске, а «Кросслей» перекрасили в зеленый цвет. В 1935 г. последние находившиеся в строю «Ланчи» использовались при подавлении мятежа в Белфасте. Сейчас в полицейском парке десятки машин, построенных специально для Ольстера. Их функция остается прежней - защита патруля от любых неожиданностей: от камня до пули снайпера.
     В 192? г. армия Ирландии сформировала свой бронеавтомо-бильный корпус путем отзыва всех машин из пехотных частей. Броневики национальной постройки на базе трехосных шасси «Лейланд» и «Форд» появились в войсках после 1924 г. С поступлением новой техники с вооружения снимались «Ланчи» и «Кросслей», «Роллс-Ройсы» продолжали служить до 1947 г. Бронеавтомобиль по имени «Сливенамон» до настоящего времени сохраняется при штабе ирландской армии в г. Каре.



     1-3. Импровизированный бронеавтомобиль на шасси грузовика «Даймлер»
     4. 1921г. Бой в Дублине. Артиллеристы ирландской армии под прикрытием бронеавтомобилей «Ланча» IZ ведут огонь по боевикам