N 185



Арест Лимонова - 254 дней

ПРОеба-а-а-а-а...!



на культурном фронте

Мы дадим вам эфедрин

В России последних времен весьма популярна так называемая "этника", музыка народов мира. Зачастую вполне заслужено. Особливо очаровательно творчество одного маленького, но гордого народа, живущего на Зеленом Острове, сиречь ирландцев. Казалось бы, полужидовские скрипочки, противные волынки, аляповатые коленца, которые выделывают танцоры... Что может быть ужасней?! Нравится, однако ж. Не понимая причин собственной зачарованности, я вопрошал других. В ответ мне нередко бурчали что-то, чуть ли ни о метафизичеcко-бытовом родстве наций, русской и ирландской. Хм, может, поэтому решительное проникновение "кельтской" культуры в Россию середины девяностых происходило как-то само собой и не вызывало, кажется, ни у кого раздражения. Скинхеды слушали своих Pogues, люди поприличней любили Dubliners. Дошло до того, что среди местных появились адепты Ирландии. Уже достаточно давно существует ансамбль под названием Slua Si, что в переводе с "языка предков" звучит как "Воинство Сидов". Они называют себя самой ирландской среди русских групп и самой русской среди ирландских. Минувшая осень ознаменовалась для Slua Si большим клубным туром. Мне посчастливилось побывать на одном из концертов и задать лидеру группы Юрию Андрейчуку несколько вопросов.
"Лимонка": Расскажите когда "Воинство Сидов" появилось на российской "кельтской" сцене, и кто "воюет" с вами плечом к плечу?
Ансамбль ирландской традиционной музыки "Воинство Сидов" второй по старшинству ансамбль кельтской музыки в Москве и третий в России. Мы начали играть "кельтскую" (в кавычках потому, что это попсовый штамп) музыку в 1996 году. Этот состав продержался около года. После он распался, но в 1998 году был реанимирован в том виде, в котором существует и ныне. Анатолий Исаев - феноменальный человек, который прошел оркестр народных инструментов и хор им. Пятницкого, профессиональный народник. В конце концов, он плюнул на оркестр и ушел в ирландскую музыку. Он играет на всех видах дудок и дудочек, на флейтах, и на шотландской волынке. Вокал. Алексей Бачурнн - это скрипка. Илья Девин - гитара и вокал. Ирландцы любят использовать общепринятые, но до неузнаваемости переделанные, инструменты. У Ильи гитара перестроена в ирландский строй. Я, Юрий Андрейчук, играю на бодхране, это такой ирландский бубен, на нем отбиваются боевые ритмы. С этими словами мой собеседник вынул из-за пазухи, да, действительно, бубен и маленькую толстую палочку, которой тут же начал отстукивать некий ритмический рисунок. Откладывая предметы в сторону, он скромно добавил:
Плюс я пою большинство песен.
"Л": Чем ITM (Irish Traditional Music) отличается от пресловутого фолка?
Юрий Андрейчук: Мы играем музыку так, как ее играют в деревнях и городах Ирландии. Причем, не надо думать, что это формальная, консервативная, костная музыка. Там вполне современные люди не только собирают мелодии прошлых веков, но и сами пишут песни, мелодии именно в стиле, <как это должно быть>. Да, форма меняется, потому что меняется ситуация, меняется мир, создаются какие-то новые инструменты, но сущностное содержание остается неизменным. Именно в этом и заключается истинно традиционалистский, консервативно-революционный подход к культуре. В нашем репертуаре есть танцы, песни, как юмористические, так и социальные. Прежде всего, конечно же, антибританские, из национально-освободительного фольклора, из фольклора революционного. Мы не делаем культа из борьбы, мы не делаем культа из ИРА, но мы ничего и не выкидываем, если народ это поет. У нас политкорректности нет!

< Л>: Кто еще, кроме вас?
Ю.А.: Есть очень хорошая группа в Ростове-на-Дону, которая называется Foggy Dew. Они поют городские рабочие песенные баллады. Есть интересная группа в Ленинграде, кей-ли-бэнд Reelroad, где играет огромное количество музыкантов. Есть фолк-роковая группа <Белфаст> в Москве, которой руководит Иван Воронов. Он пересказывает в этаком панковском ключе, не стесняясь никаких слов, ирландские баллады. Те, кого я назвал - лучшие
.
<Л>: Какая литература, какие авторы оказали влияние на ваше творческое становление? Джойс?
Ю.А.: Нет, Джойс - космополит и, по большому счету, не ирландец. Во-первых существует фольклор. Потом, есть целый ряд авторов, которые творили, опираясь на фольклор и на те социальные события, которые с ними происходили. Советую всем читать Брендана Бина. Замечательный драматург, который сидел в английской тюрьме за свою деятельность в ИРА. Выйдя оттуда, он написал много интересных пьес, в частности про то, как личность переживает войну, тюрьму. Это очень интересно.
Нельзя не вспомнить еще одного драматурга - Шона О'Кёйси, который придерживался социалистических рабочих взглядов и одновременно был антиклерикально, антикато-лически ориентирован. За что, естественно, был бит сразу с двух сторон. Он был не любим той массой ирландцев, чей национализм и традиционализм упирался в католичество, а также - английскими протестантами за то, что был проирландски, патриотически настроен.
<Л>: Я так понимаю, ирландская культура захлестнула вас целиком и полностью. Появилось ли у вас какое-нибудь особое ирландское отношение к жизни?
Ю.А.: Да, конечно. Появился некий черноватый юмор над собой... Ведь что такое ирландское счастье? - Это работа без выходных внеурочно. Люди, причастные к ирландской культуре, должны легче воспринимать все трудности. Что сейчас и для нас особенно важно, когда Система давит и пресс идет постоянный. Ирландцы всю жизнь в этом социальном говне. И они научились с этаким грустным юмором, спокойно к этому относится. Они научились выживать. Чего желаю и читателям <Лимонки>.
<Л>: Да, смерть!
Ю.А.: С помощью ирландской музыки хорошо как раз лечить танатофилию. Ведь необходимо не стремление к смерти, но готовность к смерти и нормальное повседневное к ней отношение, даже с неким юмором. И ирландцы это в себе воспитали. Им пришлось по капле выдавливать из себя тот дурной национализм, который был основан на католичестве, на тупой формальной системе и предусматривал заклание. Люди десятками, сотнями, тысячами шли на смерть, но ничего из-за этого не менялось. Только тогда, когда стало ясно, что главное это не смерть сама по себе, главное - это победа, ирландцы выиграли войну за независимость. О цене победы всегда можно поспорить, но победа должна быть одержана. И живой человек, который победил, выжил, гораздо нужнее и ценнее, нежели погибший герой. Это тоже ирландская фишка.
<Я>: Но почему же все-таки Ирландия?
Ю.А.: Ирландия по своей сути консервативно-революционная страна. Очень высок градус пассионарности. Ирландцы с одной стороны продолжают собственные традиции, культурные, музыкальные. С другой стороны постоянно меняется форма, для того, чтобы эту традицию донести. Отсюда некая революционность сознания. Поэтому Ирландия - это просто то, что нужно! Мы используем ее для того, чтобы людям давать здесь традиционализм как таковой. Плюс очень важна установка ирландской культуры на мифологичность. Отсюда, кстати, и <Воинство Сидов>. Вы знаете что это такое? (Я не знал).
"Воинство Сидов" - это ирландская идиома, такое выражение, которое означает внезапное беспокойство - человек увидел воинство Сидов. Есть другое толкование: Сиды - это некий мифический народ, научивший собственно ирландцев многим ремеслам. Они живут в параллельном мире, в волшебных холмах. Но два раза в год: на древний языческий праздник 1 мая и на Самайн (новый год, 1 ноября) Сиды переезжают с зимних квартир на летние и наоборот. Они проносятся воинством, побуждая в человеке их видевшем внутреннюю неуспокоенность, вдохновение к творчеству. Но это очень опасная штука! Потому что встреча с воинством Сидов дарует человеку неподготовленному либо величайшее вдохновение, либо величайшее безумие. Отсюда эта бытовая идиома <встретить воинство Сидов> - стрем.
<Л>: Теперь, кажется, ясно...
Ю.А.: Мы сдергиваем народ с массовой культуры. Массовая культура - это игла! Как снимают человека с иглы? Наркоману нужно давать что-то мягкое, пока он не отвыкнет совсем. Эфедрин! Ирландская культура в России - это эфедрин! Она по ритмам, по танцам, по темам песен очень похожа на русскую. Сознание ирландцев очень похоже на русское. Человек, пришедший на наш концерт, будет воспринимать культуру близкую своей исконной, но одновременно экзотическую. И в принципе может начать относиться более бережно к своим традициям.
<Л>: Стоп! Мы же так похожи, но ирландцам эфедрин без надобности! Почему им удалось сохранить свою культуру, свои традиции, а нам нет?
Ю.А.: Посмотрим на Россию и на Ирландию как на два края единой большой Европы. У нас при всем континентальном сознании, всегда было куда убежать. Барин или царь начинает сосать кровь - не восстать, так убежать можно. Ирландцы живут на острове! Оттуда не убежишь. Живая традиция поддерживала их веками, там 800 лет английского владычества! Ирландцы просто уходят в эту культуру, в эту музыку. И нам есть чему у них поучиться.

<Л>: Налажены ли у вас контакты с ирландскими товарищами? Как там ИРА?
Ю.А.: Да, сюда приезжали группы из Ирландии, мы помогали делать им концерты. Они выражают эстетическую позицию Ирландской Республиканской Армии и имеют определенный жизненный опыт. Но я бы не хотел, чтобы наша группа ассоциировалась с ИРА. ИРА - это только часть глобального фронта. Вот <Белфаст> - да, они активно пропагандируют ИРА. Наша задача не выместить ненависть, не помочь спустить пар, а научить устоять. И нормально относится к собственной культуре. Чтоб потом встать, повернуться и пойти побеждать. И победить.

<Л>: Где вас можно увидеть и услышать?
Ю.А.: Сейчас группа активно разворачивается к студентам, как к наиболее интересующей нас аудитории. Будем работать в ДК МГУ, там будет большая серия разных концертов. Мы выступаем в различных городах России. Очень любим ездить в Ярославль, в Рыбинск - такой нормальный фольклорный регион. И в Ростов-на-Дону, в Волгоград. В Сталинграде, кстати говоря, лидер местных нацболов Максим Анохин помогал нам устраивать концерты. В Москве регулярно проходят большие сборные концерты в клубе <Точка>. Также нас часто можно увидеть в ЦДХ, в клубах <Вермель>, <Второй этаж> и .
И еще, что касается ирландского отношения к жизни, на своих концертах в клубах мы бесплатно наливаем пиво.
Беседовал Всеволод Фурцев

Изменение шрифта - БелФасТ